Беспалов В.И.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
БИБЛИОПСИХОЛОГИИ Н.А. РУБАКИНА
В цикле библиотековедческих дисциплин библиопсихология Н.А. Рубакина привычно рассматривается как наш внутренний научно-практический потенциал. Однако проблемы, решаемые в библиопсихологии, имеют более широкий характер. Они несут не просто важный, а часто системообразующий методологический и методический смысл по отношению ко всем наукам, имеющим в своем объекте или предмете понятия ”информация", ”человек", ”восприятие". Не случайно библиопсихологию можно охарактеризовать как теорию познания мира посредством второй сигнальной системы.
Ряд положений и выводов библиопсихологии имеет общенаучное и междисциплинарное значение. К таковым, прежде всего, относятся: разработка методологии восприятия любой знаковой информации человеком; объяснение специфики речевого и текстового воздействия на личность; описание психического механизма рождения нового знания и образования новой информации внутри нервной системы (экфорирования энграмм); изобретение универсальной и устойчивой во времени методики тестирования читателя и книги с точки зрения их потенциалов восприятия и взаимодействия.
Необходимость пользования правильной методологией смыслового восприятия возникает тогда, когда исследования информационных процессов достигают развитого уровня и требуют высокой точности и утонченности действий. В библиопсихологии предложена такая методология, вторая по времени возникновения. Первая не оформлена в отдельное научное направление. Она как бы по праву ”само собой разумеющегося" растворена в традиционном, обыденном и преимущественно распространенном подходе к чтению. Само чтение при этом рассматривается как процесс ”перетекания" информации из книги в память и мышление читателя.
В противовес такому толкованию в библиопсихологической методологии утверждается, что при чтении нет никакого перетекания информации, а присутствует совершенно иное явление специфическая реакция нервной системы человека на особый внешний раздражитель слово, книгу, текст.
Объяснение специфики речевого и текстового воздействия на личность подробно развернуто в библиопсихологии. Актуальность данного направления для ряда наук особо возросла в последние годы в связи с наращиванием эффективности и массированности пропагандистских, агитационных и рекламных технологий. Сам Н.А. Рубакин наиболее характерно и ярко рассмотрел явление словесных парадоксов.
Описание психического механизма порождения нового знания представляет собой довольно сложную операциональную и терминологическую систему. Однако именно названная система наиболее близко и точно подходит к раскрытию и объяснению психологического механизма творчества человека. Ряд наук психологического и педагогического цикла многие десятилетия бьется над проблемой проникновения в тайну творчества. В последнее время со стороны специалистов-психологов звучат признания, что механизм творческого акта наиболее близко к истине описывается в суправербальных разделах библиопсихологии.
Изобретение универсального информационно-психологического тестирования является методическим, прикладным достижением Н.А. Рубакина и называется термином ”специальный библиопсихологический метод анализа" читателя и книги. В результате поучаются довольно устойчивые во времени и обладающие хорошей дифференцирующей силой индексы человека как потребителя информации, его способностей реагирования на словесный раздражитель. Анализом текста можно получить аналогичные индексы книги как носителя определенного информационно-психологического потенциала.
Тесты прошлого много раз оказывались несостоятельными, что выяснялось порой спустя десятилетия. Проведенная под руководством автора апробация подтвердила полную дееспособность библиопсихологического анализа в современных условиях. Попутно подтверждается, что библиопсихологические индексы отражают приспособленность человека к определенным видам деятельности, природную психологическую готовность. Они пригодны для профориентационной работы, профотбора, прогнозирования совместимости людей, возможности их взаимопонимания.